|
Раздел
Аналитика [4]
Общество [2]
Политика [1]
Связь [0]
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС [3]
Энергетика [0]
Транспорт [0]
Недвижимость [0]
Продовольствие [0]
Интернет [6]
Техпром [1]
Проишествия [0]
Деньги [2]
Мировая экономика [4]
Имена [0]
Фондовый рынок [1]
Рынки [0]

Год алюминиевого дракона

10.02.2012

Год начался с объявления ведущими мировыми производителями планов о снижении объемов производства алюминия. Увы, ни для кого это не стало рождественским сюрпризом. В ситуации, когда более 30% производителей уже покинули зону рентабельности, такие шаги кажутся логичными.

В четвертом квартале 2011 года алюминий на LME стал стоить меньше $2000 за тонну, в результате чего на грани рентабельности оказалась часть алюминиевых производств. Больше всего падение цены повлияло на предприятия, которые расположены в зоне высоких энерготарифов: затраты на энергию в себестоимости производства алюминия составляют в среднем около 35%. У «Русала» данный показатель равняется 26%, и это одна из причин, почему его производство рентабельно даже при цене $1900 за тонну. В среднем для мира цена, при которой производство алюминия эффективно, – $2100.

В 2012 году по нашим прогнозам цена на LME вновь поднимется выше критической отметки и будет менее подвержена колебаниям, чем в прошлом году. Это произойдет в результате следующих событий в отрасли:

Сокращение производства за счет вывода из строя нерентабельных мощностей. В начале 2012 года о снижении выпуска алюминия на 12% уже объявила Alcoa и на 10% – Rio Tinto. В Европе сокращение мощностей уже в первой половине года может составить 16%, в результате чего рынок лишится около 0,8 млн тонн.
Снизится влияние Китая. Себестоимость производства алюминия в этой стране очень высока из-за проблем с энергоресурсами. Около 31% китайских мощностей (5,9 млн тонн в год) нерентабельны при текущих ценах. С декабря Китай уже снизил объем производства на 490 000 тонн в год.
Рост спроса. В 2012 году мировое потребление первичного алюминия достигнет 48,2 млн тонн, что на 7% больше, чем в 2011-м. Спрос на алюминий главным образом вырастет в развивающихся странах – Китае (+11% по сравнению с 2011 годом) и Индии (+10%). Также прогнозируется увеличение потребления в Японии (+4%), Северной Америке (+5%). Потребление в Европе в 2012 году останется на прежнем уровне.
Итого сокращение производства в 2012 году по всему миру (исключая Китай) достигнет 3 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн добавит Китай. Итого общемировой спад производства составит 4,2 млн тонн или 9% всего годового объема. В итоге цены на алюминий могут вернуться на уровень $2400–2500 за тонну уже летом.

Китай вообще оказывает значительное влияние на мировой рынок. Страна занимается масштабными инфраструктурными проектами, в частности в северо-западных провинциях, которые пока слабо развиты. Строительство, развитие транспортных коммуникаций требуют использования большого количества алюминия. Потому Китай пока лидирует и в производстве (42% от мирового), и в потреблении (43%) этого металла. Однако себестоимость алюминия там очень высока из-за дороговизны электроэнергии, львиная доля которой производится на угольных ТЭЦ. Аналитики «Русала» не исключают, что в скором будущем Китай станет нетто-импортером алюминия. Само по себе это будет очень мощным драйвером для рынка.

Но не только поэтому мы так оптимистичны. Алюминий – металл, который широко востребован в новых технологиях. Уровень развития страны можно определять по потреблению алюминия на душу населения. Например, Западная Европа за счет развитой индустрии является лидером по этому показателю: 20–25 кг на душу населения. В Китае порядка – 12 кг, в Индии – менее 2 кг. Более дорогие, удобные, прогрессивные решения в транспорте, строительстве, компьютерных технологиях, быту требуют увеличения использования именно этого металла.

Так, в производстве автомобилей удельный вес алюминия на одну машину с каждым годом увеличивается, причем в разы. Если пятнадцать лет назад на одну машину приходилось 10–15 кг, то сейчас – порядка 140 кг. Во-первых, такая машина меньше подвержена коррозии, во-вторых, легче (сокращается расход топлива), в-третьих, лучше выглядит с точки зрения дизайна. Потому, если раньше алюминиевые детали использовались в сегменте премиальных автомобилей, таких, как Rolls-Royce или Jaguar, то сегодня это общеотраслевой тренд. Понятно, что такое решение увеличивает стоимость машины, но его преимущества очевидны. Та же тенденция прослеживается и в других отраслях. Вспомните хотя бы компанию Apple, которая сделала алюминиевые детали частью фирменного стиля. Наконец, перед нами открывается новый большой рынок: производители кабелей низкого напряжения постепенно замещают медь алюминием, который в несколько раз дешевле (алюминий – $2200 за тонну, медь – около $8500).

Олег Мухамедшин

Источник: Slon.ru










MKO info®
Робота в Україні: пошук
роботи, вакансій, знайти
резюме, шукаю работу
Києві, размістити вакансію